Оставьте отзыв
Close
Здесь можно оставить отзыв или прокомментировать проект
Транспортная стратегия Дербента
Компания OTSLab разрабатывает стратегию транспортного развития и документы планирования – ПКРТИ, КСОТ и КСОДД. Нам важно, чтобы эти документы были внедрены и ощутимо улучшили жизнь жителей Дербента.
Мы хотим сделать транспорт в Дербенте удобным и комфортным, чтобы:
каждый житель мог пользоваться быстрым общественным транспортом с современным подвижным составом
ходить пешком по городу было приятно и безопасно для всех: молодых людей, студентов, родителей с коляской или маленькими детьми, пожилых и инвалидов
Дербент стал удобным и безопасным для перемещения на велосипеде
те, кому нужно ехать на машине, не стояли в пробках и могли припарковаться
Как сейчас
- неудобный общественный транспорт
- хаотичная парковка и движение в центре города
- нет условий для движения на велосипеде, роликах и самокате
- часть дорог без твёрдого покрытия
- затруднено пешеходное движение

Как будет
- новый комфортный подвижной состав, оборудованные остановки, регулярное расписание, приоритет движения
- упорядоченное парковочное пространство, перехватывающие парковки, парковочные карманы, исключение парковки на тротуаре, зоны платной парковки
- доступная среда для маломобильных групп, безопасные пешеходные переходы, островки безопасности, велоинфраструктура
Мы уже провели натурные обследования, собрали мнения жителей о проблемах в транспортной системе, предложения по их решению, провели социологический опрос. Также мы составили карты транспортной доступности и опросили жителей тех районов, где сложнее добираться до центра, мест работы, школ и поликлиник.


С результатами нашего исследования вы можете ознакомиться ниже.
Проведённые обследования
Замеры интенсивности дорожного движения
Мы провели замеры интенсивности в 44 точках улично-дорожной сети (отдельно в каждом направлении).

В 9 точках мы считали интенсивность весь день с 6 утра до 11 вечера, а в остальных – в часы пик, суммарно это почти 300 часов замеров.

Эти данные нужны в основном для создания и калибровки транспортной модели – так мы будем уверены, что модель достоверно отражает транспортные потоки в Дербенте.



Обследование парковок у Верхнего базара
Важная задача транспортной стратегии – преобразование пространства вокруг Верхнего базара так, чтобы гармонично увязать торговую и прогулочную функции с функцией пропуска и парковки личного и общественного транспорта, чтобы люди могли беспрепятственно проходить по улицам, и, при этом, не ухудшилась ситуация для автомобилистов и пассажиров автобусов.

Чтобы выяснить ситуацию с парковкой автомобилей, мы провели натурное обследование припаркованных машин вокруг рынка. Мы выяснили, что более половины автомобилей занимают парковочное место менее 1 часа. Около 25% автомобилей припаркованы на протяжении 2–3 часов. Таким образом наибольшим спросом пользуется кратковременная парковка (для покупок на рынке, разгрузки товаров). Например, это значит, что даже введение платы за парковку не увеличит число свободных мест в течение дня.
Обследование пассажиропотоков
Мы провели обследование каждого маршрута общественного транспорта: измерили пассажиропотоки в течение всего времени работы и количество отправлений по каждому маршруту.
Таким образом мы выявили текущий спрос на общественный транспорт, однако, уже сейчас можно говорить о том, что существенная доля этого спроса не удовлетворяется.
Во-первых, транспорт заканчивает работу рано, когда часть жителей ещё не успела вернуться с работы.
Во-вторых, спрос на некоторых маршрутах превышает предложение – в часы пик маршрутки переполнены, и не все желающие могут с комфортом поместиться.
Социологический опрос жителей
Социологический опрос жителей
Цель соц. опроса – изучить транспортное поведение жителей Дербента: куда жители ездят, как часто, на каком транспорте, в какое время. Мы опросили 1300 человек (1% населения) в декабре 2020 года на улицах города. Вот что мы выяснили о транспортных предпочтениях Дербентцев.

Для ежедневных поездок 33% жителей используют личный автомобиль, а 42% – общественный транспорт. Учитывая неразвитую систему общественного транспорта и его низкий комфорт для пользователей, высокая доля поездок на такси (17,4 %) может говорить о запросе на качественный общественный транспорт при нежелании пользоваться или покупать личный автомобиль.



О запросе на повышение качества системы общественного транспорта также говорит то, что более 80% респондентов ответили, что стали бы чаще использовать общественный транспорт, если бы он удовлетворял их запросам относительно расписания движения, расположения остановок и комфорта поездок. Большинство жителей хотят, чтобы общественный транспорт ходил регулярно – чаще, чем раз в 30 минут и в течение всего дня.

Среди основных задач общественного транспорта большинство горожан видят обеспечение возможности перемещаться по городу пожилым людям, инвалидам и пассажирам с детьми, обслуживание всей территории и обеспечение возможности перемещения для малоподвижных людей.


Водительские права есть у 41% жителей, а личный автомобиль или возможность регулярно его использовать – у 36%.

Основным препятствием для покупки автомобиля респонденты назвали высокую стоимость как самого автомобиля, так и его обслуживания. Однако 30% не приобретает автомобиль из-за личных предпочтений. Таким образом, в случае повышения уровня доходов населения можно ожидать увеличение уровня автомобилизации.

Сложности с парковкой как причину отказа от автомобиля отмечают всего 1,6% респондентов. Те, кто имеет автомобиль, в основном паркуют его во дворе около дома и на улице около работы. Популярны также ответы о парковке в гараже или на стоянке. 3,4% респондентов оставляют машину на непредназначенной для этого территории, однако это характерно только для парковки у мест работы (а не дома).
Доля передвижений пешком или на велосипеде/самокате невысока, учитывая размеры и компактность города. Это может свидетельствовать о недостаточном качестве, удобстве для пользователей или безопасности пешеходной инфраструктуры.
Жители Дербента в основном используют велосипед для досуга и прогулок, однако, несмотря на отсутствие велосипедной инфраструктуры, 1,8% использует велосипед для трудовых поездок, а 1,5% ездит на велосипеде ежедневно.
Сбор мнений жителей через интернет
Мнения и предложения горожан по улучшению транспортной системы города были собраны на сайте makederbent.ru и в инстаграм аккаунтах @derbentnovosti, @architektura.derbent и @my.derbent. Всего было собрано 248 мнений и комментариев жителей на разнообразные темы: от организации парковки и обустройства тротуаров до изменений в улично-дорожной сети и в работе общественного транспорта.
Анализ мнений позволил нам выявить наиболее острую проблему жителей Дербента - общественный транспорт. Эта тема собрала наибольшее число комментариев. Жители жалуются на состояние подвижного состава - его изношенность, грязь, запах и нехватку мест в салоне. Решение Дербентцы видят в замене подвижного состава на новые, более вместительные автобусы. Кроме того, встречаются предложения запретить проезд пассажиров стоя или посадку пассажиров в переполненные автобусы.

Жители также говорят о необходимости уменьшить интервалы движения, обязать водителей соблюдать чёткий график и скоростной режим, за
претить остановки не по маршруту и увеличить время работы общественного транспорта до 21 и более часов. Участники опроса указывают на отсутствие карт маршрутов, невозможность безналичной оплаты, отсутствие льгот и выделенных полос для общественного транспорта.
«Очень грязные автобусы и всегда нет мест»

«Большие автобусы нужны, а не маршрутки, в которые 10 человек залезает
кое-как»

«Битком не набивать людей и ездить чаще»

«Набирают маршрутки до такого, что уже дышать невозможно»

«Запретить водителям останавливать маршрут если нет в нем мест свободных»

«Скоростной режим в 35–40 км/ч хотя бы, невыносимо ехать, многие тошнят»

«Установить остановки и наказывать водителей за остановки «здесь останови»»

«Т
ак же нужны отдельные полосы для общественного транспорта, нужны велодорожки, а то велосипедисты катаются прямо на тротуаре. Школьники, студенты, малоимущие, инвалиды и пенсионеры должны иметь какие-то льготы»

Общественный транспорт
Сбор мнений позволил также выявить точку конфликта жителей - пешеходные переходы. Одни жители предлагают установить заборы, чтобы запретить переход в неположенных местах, и организовать подземные или наземные пешеходные переходы в районе Северного и Южного автовокзалов. Другие жители видят проблему в том, что водители игнорируют пешеходные переходы.

Кроме того, жители отмечают полное отсутствие пешеходной инфраструктуры на некоторых участках улиц. Пешеходы высказываются о необходимости озеленения и обустройства тротуаров, комфортных в том числе для маломобильных групп населения.

«Не хватает культуры вождения и уважения между участниками движения и пешеходами»

«Я не знаю как эти зебры сделать более видимыми, чтоб водители тормозили»


«Научить переходить улицу в положенном месте»

«На многих дорогах города нет тротуаров. Пешеходы и машины идут по одной узкой мостовой»

«Расширить и озеленить тротуары»

«Сделайте удобные съезды для колясок. Город вообще не приспособлен чтобы инвалиды и дети в колясках передвигались по улицам города. Вроде все время ремонтируют и переделывают тротуары, но съезды мало где предусмотрены»


Пешеходная среда
Проблема парковки также актуальна для Дербентцев: водители отмечают нехватку парковочных мест в городе и, как следствие, хаотичную парковку, которая мешает проезду автомобилей. Жители предлагают обозначить места для парковки специальной разметкой и ввести плату за парковку в центре города. Дербентцев также беспокоят незаконные торговые постройки, которые лишают жителей городского пространства. На их месте жители предлагают расширить тротуары или организовать парковку.

Водители неоднократно высказываются о низком качестве дорожного покрытия в городе. Они также отмечают отсутствие разметки и дорожных знаков на некоторых улицах. В Дербенте существует и проблема низкой видимости светофоров, которые заслоняют дорожные знаки. Заторы на улицах города жители предлагают решать созданием параллельных дорог для объезда главных узких улиц (ул. Сальмана и ул. Гагарина) и обустройством новых железнодорожных переездов.
«В центральных частях города возле рынков не хватает мест для парковки»

«Запретить парковаться на узких дорогах, ибо там даже одна машина проехать толком не может из-за стоящих машин»

«Разметки сделать чтоб хаотичной парковки не было»

«Зачастую на улицах нет разметок и знаков ПДД»

«Качество дорожного покрытия и убрать предназначенные для дворов лежачих полицейских»


«Светофоры починить хотя бы неработающие»



Улично-дорожная сеть
Опрос жителей труднодоступных районов
Опрос жителей труднодоступных районов
Интервью о качестве транспортного обслуживания проведены в рамках второго этапа социологического опроса. Из общей выборки респондентов мы выбрали жителей районов с наихудшей транспортной доступностью, так как одна из целей стратегии – улучшение транспортного обслуживания в первую очередь для этих районов.

Мы выяснили, что дольше всего до мест работы добираются жители микрорайонов Аэропорт и Карьер, а также жители территорий вокруг карьера (рядом с будущим районом Аваин) и около ЦРБ. Для жителей этих же районов поликлиники и школы оказались самыми труднодоступными.



Выявленные проблемы
Основной проблемой является низкое качество или полное отсутствие твёрдого покрытия на улично-дорожной сети. Этот параметр приводит к ухудшению транспортной доступности: отсутствие улиц в нормативном состоянии провоцирует низкую скорость движения, перепробег общественного транспорта (из-за объезда по благоустроенной территории), отсутствие маршрутов общественного транспорта в принципе, отказ таксистов доезжать до места назначения.

«Такси не приезжает в район, а если едет, то трёхкратная наценка»

«Долго ехать, маршрутки ездят вокруг, так как дороги плохие»
Второй по важности проблемой во всех районах оказалось качество пешеходной инфраструктуры – отсутствие тротуаров или их недостаточная ширина, отсутствие занижений и небезопасные пешеходные переходы.

«Школа находится далеко, невозможно идти пешком, так как нет тротуаров»

«Везде грязь и лужи, дети идут в обход по более-менее нормальным дорогам»

«Тротуары узкие, торчат столбы, которые нужно обходить»

«Прямо на тротуарах стоят магазины, нет ни одного дерева»
Решение проблем с общественным транспортом – третье по важности. При этом мы собрали и обязательно учтём комментарии о том, в каких именно местах не хватает маршрутов. Люди часто отмечали необходимость оборудования остановочных пунктов, в том числе с понятной навигацией.

«Нужно, чтобы маршрутки работали допоздна и часто ездили»

«Мало работают (до 6 часов), редко ездят, постоянно переполнены»

«Нужно, чтобы люди понимали, где ловить транспорт, сделать автобусные остановки с крышей»